Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
Тенденции и проблемы развития НПФ в условиях реформирования пенсионной системы
Система пенсионных взносов, разработанная несколько лет тому назад, не оправдала возложенных надежд, в результате чего обнаружился дефицит денежных средств в бюджете Пенсионного фонда России.
Основным направлением вновь разработанной пенсионной реформы является сокращение страхового тарифа накопительной части с 6 до 0%. Эта участь постигнет так тех, кто никогда ничего не делал с накопительной частью своей пенсии или чьи заявления на перевод накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо управляющую компанию (УК) не были удовлетворены.
Однако если перевести накопительную часть пенсии под управление одного из НПФ либо УК можно сохранить текущий тариф, а значит, и возможность получить значительную прибавку к моменту выхода на пенсию.
Накопительная часть пенсии, тех граждан, которые не писали заявления о ее переводе в НПФ, находится в ПФР и распоряжается ею государственная управляющая компания – Внешэкономбанк (ВЭБ). За период с 2005 по 2011 г. показатели ВЭБ проигрывают как инфляции, так и доходности всех НПФ (см. рисунок 1). Данные нижеприведенной диаграммы свидетельствуют, о том что средняя доходность НПФ из года в год превышала аналогичный показатель ВЭБ. Отсутствие реальной доходности НПФ в 2008 г. сполна компенсировалось значительным приростом в 2009 г.
В среднем по всем фондам значение доходности составило 7,22% (для сравнения с результатами предыдущих лет см. рисунок 1). Если принять веса фондов – т.е. учесть доли каждого из НПФ в общей сумме пенсионных накоплений на конец 2012 г., то средняя взвешенная доходность составит 6,79%, что немногим, но все же выше потребительской инфляции (6,57%) и однозначно лучше итогов предыдущего года. Низкая средняя взвешенная доходность по сравнению со средней доходностью означает, что инвестиционная деятельность крупнейших фондов за отчетный год оказалась менее «доходной», чем в среднем по рынку.
Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?
Подробнее – читайте статью «Как избежать потерь при смене страховщика?»
Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?
Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.
Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.
Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.
Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место, как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке.
Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения. Распределение участников в зависимости от размера организаций крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно с уверенностью говорить, что в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства (а в них по данным Госкомстата работает 47,7% занятых), негосударственное пенсионное обеспечение отсутствует. С учетом этого обстоятельства уровень охвата негосударственным пенсионным обеспечением работников организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, в среднем по России составляет 18%.
В 2010 году в негосударственные пенсионные фонды поступили пенсионные взносы на общую сумму 56397,2 млн. рублей. Из них 46676,5 млн. рублей – от юридических лиц (82,8%) и 9720,7 млн. рублей – от физических лиц (17,2%). Фонды – члены НАПФ аккумулировали 48544,4 млн. рублей (86,1% от общего числа фондов). При этом в фонды-члены НАПФ поступило 40630,2 млн. рублей взносов от юридических лиц и 7914,2 млн. рублей взносов от физических лиц (85,7% и 16,3% соответственно).
Приведенные показатели свидетельствуют о росте заинтересованности граждан в формировании своей пенсии. Существенную роль в этом росте сыграло широкое распространение пенсионных схем с совместным финансированием. В 2002 году (год начала пенсионной реформы) доля взносов физических лиц составляла только 5,9%, а к 2010 году она достигла 16,7%. При этом если по сравнению с 2002 годом общая сумма взносов в НПФ выросла в 4,88 раза, то сумма взносов физических лиц – в 14,3 раза.[9]
Важнейшей задачей деятельности негосударственных пенсионных фондов является сохранение пенсионных сбережений граждан – то есть обеспечение дохода, превышающего уровень инфляции.
Несмотря на возникавшие в 2008 году неблагоприятные процессы на финансовых рынках большинство негосударственных пенсионных фондов вновь продемонстрировали свою способность обеспечивать сохранность пенсионных накоплений граждан.
Средний процент начислений на счета негосударственного пенсионного обеспечения (взвешенный по величине пенсионных резервов фонда) составил по итогам 2010 года – 12,55%. При этом процент начислений в различных фондах находился в диапазоне от 7,25% до 17,0%. Официальный уровень инфляции в 2010 году составил 10,9% Дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах получают 1026,2 тыс. человек (в среднем по России это каждый 30 пенсионер, получающий трудовую пенсию по старости).
Действенность накопительных принципов формирования пенсии, реализуемых негосударственными пенсионными фондами, может быть в наибольшей степени продемонстрирована при длительных сроках накопления, но уже сейчас в тех отраслях, которые охвачены негосударственным пенсионным обеспечением, удается обеспечить с учетом всех видов пенсий средний коэффициент замещения, превышающий 40%, в то время как только трудовая пенсия обеспечивает (в среднем по стране) коэффициент замещения менее 28%.
Негосударственные пенсионные фонды участвуют в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщиков с 1 января 2004 года.
По состоянию на 2009 год намерение осуществлять указанную деятельность высказали 126 фондов, из них 62 – члены НАПФ. В 2008 году договоры по ОПС заключали 101 фонд. Действующие договоры по ОПС имеют 106 фондов (79,1% имеющих право на эту деятельность), из них 55 – члены НАПФ (88,7%).
20 из 126 фондов, зарегистрировавших свое намерение осуществлять деятельность по ОПС в качестве страховщика, не имеют ни одного договора об ОПС, при этом 15 из них получили право участвовать в ОПС уже более 2 лет назад.
В соответствии с новыми требованиями по лицензированию, внесенными в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» Федеральным законом от 6.12.2007 г. № 334-ФЗ, отсутствие деятельности по одному из видов пенсионного страхования в течение полутора лет является основанием для аннулирования лицензии. У отмеченных выше 15 фондов велика вероятность аннулирования лицензии по этой причине.
По состоянию на 1.01.2010г. деятельность по ОПС характеризовалась следующими данными (см. таблица 2.2).
Таблица 2.2
Деятельность НПФ по ОПС по состоянию на 01.01.2010г.
№ |
Наименование показателей |
По фондам в целом |
По фондам – членам НАПФ |
1 |
Пенсионные накопления (млн. руб.) |
26504,6 |
23400,6 |
2 |
Количество застрахованных лиц на (тыс. чел.) |
1877,6 |
1631,7 |
3. |
Количество застрахованных лиц, выбравших НПФ (тыс. чел.) |
1739,0 |
1539,8 |
4 |
Сумма пенсионных накоплений, перечисленных по вновь заключенным договорам ОПС (млн. руб.) |
16550,2 |
14681,1 |
По итогам 2010 года средний размер пенсионного счета застрахованного лица по всем фондам составляет 9517 руб., при этом максимальное значение среднего по фонду счета составило 55430 руб., а минимальное значение — 1554 руб.
Уменьшение средней величины пенсионного счета застрахованных лиц, выбравших НПФ в 2010 году, по сравнению с трендом достаточно хорошо объясняется увеличением доли застрахованных лиц «среднего возраста» (мужчины 52-66 г.р., женщины 57 – 66 г.р.). Сравнение среднего счета, поступившего в НПФ, с расчетным значением среднего счета застрахованных лиц показывает, что свыше 75% застрахованных лиц, заключивших в 2010 году договоры с НПФ, были лица «среднего возраста». Это положение соответствует тому благоприятному для них информационному фону, который сложился в 2008 году в связи с инициативами Президента Российской Федерации и прохождением законопроекта о дополнительных страховых взносах. Они перестали ощущать себя забытым поколением.
Степень концентрации деятельности по ОПС несколько ниже концентрации по негосударственному пенсионному обеспечению: в 25 фондах (23,5% от числа фондов, имеющих договоры) сосредоточено 90% всех застрахованных лиц. 90% пенсионных накоплений сосредоточено в 26 фондах (24,5%).
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НПФ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Несмотря на удачный опыт негосударственного пенсионного обеспечения и важности участи НПФ в данной системе, достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ и страховых компаний, осуществляющих операции по долгосрочному страхованию жизни, являются не совсем удовлетворительными.
Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной мере, не нацелен на формирование инвестиционного ресурса и существующая система налогообложения. В России взносы в пенсионные фонды и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога. По своему существу развитые рынки НПФ должны выполнять следующие функции:
- обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности
общества, а также устойчивости пенсионной системы;
- формирование долгосрочного инвестиционного ресурса.
Рассматривая систему негосударственных пенсионных фондов России, всплывает ряд проблем, которые мешают НПФ функционировать в полную силу.
Система негосударственного пенсионного обеспечения -это масштабный и социально значимый элемент экономики, стратегической целью которой является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, обеспечиваемого системой.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Специфика деятельности
Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.
Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.
Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.
Можно ли сменить НПФ?
Договор с НПФ — это не пожизненный контракт. Фонд можно сменить в поисках большего дохода или из опасений за устойчивость своего НПФ. Правила смены фонда по обязательному государственному пенсионному страхованию едины и определены законом. А по добровольным пенсиям — прописаны в договоре с конкретным фондом. И эти условия выхода из личного пенсионного плана стоит заранее внимательно изучить.
Во всем мире НПФ — главный источник «длинных денег» для экономики. Поскольку контракты с ними рассчитаны на много лет, фонды могут инвестировать средства в долгосрочные проекты с повышенной доходностью.
Но у этого есть и оборотная сторона: если вы хотите забрать деньги до окончания договора, фонд может получить убытки. Поэтому все НПФ заранее оговаривают порядок расчета выкупной суммы, то есть денег, которые вам вернут, если вы захотите выйти из пенсионного плана раньше времени.
Вы можете остаться без инвестиционного дохода за несколько лет или вообще за все время. А иногда вы получите даже меньше, чем внесли. Такие детали надо выяснять заранее.
Подробнее про негосударственный пенсионный фонд
Все будущие пенсионер имеют право сами выбрать, где будут храниться и накапливаться их денежные средства: в государственном или негосударственном пенсионном фонде.
Если решение принимается в пользу негосударственной организации, она вправе управлять этими деньгами и увеличивать их сумму, что положительно сказывается на сумме ежемесячного пособия по достижению пенсионного возраста гражданином. Так что же такое НПФ?
НПФ ‒ это некоммерческая компания, главной функцией которой состоит в социальном обеспечении вкладчиков и их пенсионное страхование. Каждая подобная структура имеет полностью прозрачную систему движения денежных средств и любой ее клиент может ознакомиться с размером своих отчислений либо онлайн через личный кабинет, либо лично посетив офис фонда НПФ, с которым заключен договор.
Для исключения мошеннических действий со стороны подобных организаций, они подвергаются регулярным ежегодным проверкам со стороны Пенсионного фонда России, налоговой службы, счетной палаты РФ и службы по финансовым рынкам.
Отвечая на вопрос: что такое нпф, нужно сказать, что каждый фонд, находящийся на территории России, имеет строго определенную структуру. Его верховным отделом руководства является совет. Он состоит из всех создателей и директоров фонда.
Помимо этого обязательно работу компании контролирует попечительский совет, в который входят официальные делегаты вкладчиков. Именно они безвозмездно занимаются защитой интересов будущих пенсионеров.
По истечению каждого года деятельности, НПФ обязан предоставить всю имеющуюся отчётность на проверку независимым экспертам. После чего она публикуются на официальном сайте организации вместе с решением экспертов.
Обратите внимание, что помимо всех выше перечисленных проверок, все НПФ обязаны постоянно проходить актуарную оценку, которая определяет жизнеспособность организации и возможность выполнения ею возложенных на нее обязательств по пенсионному страхованию и формированию будущей пенсии граждан.
Благодаря этому, можно сказать, что НПФ ‒ это организации, которые в состояние полноценно вести свою деятельность и предоставлять вкладчикам качественный спектр услуг.
При выборе НПФ нужно учитывать моменты, которые могут повлиять на размер будущей выплаты:
- Денежный капитал вносится на счет организации на данный момент, а выплаты получаются гражданином спустя много лет.
- Прирост капитала небольшой, учитывая существующую инфляцию;
- Накопления на территории Российской Федерации можно делать только в рублях;
- Возможны штрафные санкции за просроченный платеж взноса. Когда подписывается договор с НПФ, вкладчику прописываются обязанности регулярно вносить установленный размер суммы по предусмотренной схеме. Если клиентом не будут внесены деньги в установленный в договоре срок, могут быть начислены санкции в виде штрафа;
- Клиенту необходимо платить назначенный размер комиссии НПФ;
- Получить деньги можно только при крайних обстоятельствах – смерть вкладчика, группа инвалидности, смена места жительства в другую страну.
Преимущества и недостатки НПФ
Деятельность негосударственных организаций имеет свои плюсы и минусы для российских граждан. К преимуществам негосударственных пенсионных фондов относят:
- Прозрачность осуществляемой деятельности – эти компании являются ОАО, и каждый вкладчик видит информацию о своих накоплениях в личном кабинете на сайте общества.
- Возможность управления своим капиталом.
- Право сменить НПФ – раз в пять лет вкладчик имеет возможность перевести свои средства в другую организацию, выбирая наиболее выгодные для себя условия софинансирования.
- Контроль деятельности ОАО осуществляется на государственном уровне, права и обязанности сторон четко прописаны в договоре.
- Страхование накоплений снижает риск их утраты при отзыве лицензии у организации;
- Налоговые льготы.
- Возможность передачи накоплений наследникам.
Важно! Рост количества НПФ ведет к повышению конкуренции и обеспечивает выгодные условия для вкладчиков. Кроме того, обязательства организации перед участниками определяются условиями договора и не зависят от государственных реформ.
При всей популярности, НПФ имеют и ряд недостатков:
- Некачественное инвестирование средств на фоне инфляции приводит к истощению накопительной части, доверенной негосударственному пенсионному фонду.
- Велика вероятность мошенничества при составлении договора.
- Отзыв лицензии приводит к частичной потере прибыли.
- Утрата части средств в случае досрочного перехода в другую организацию.
Как работают организации
Деятельность НПФ представляет собой ответственность за накопления участника, что отражается на его индивидуальном счёте. Оборот полученных и приумноженных фондом средств регулируется системой ОПС (обязательное пенсионное страхование).
При достижении гражданином возраста 56,5 (Ж) / 61,5 (М) лет (на 2021 год) негосударственная компания назначает, а вместе с тем выплачивает ему пенсию. Размер последней зависит от доходности фонда.
Посредством НПФ также можно формировать дополнительную пенсию. Если участника устраивает результат деятельности фонда, то он может заключить ещё один договор для накопления средств. Подобные отношения относятся к НПО – негосударственному пенсионному обеспечению. В этом случае гражданин самостоятельно выделяет средства под управление фонду.
Для формирования дополнительной пенсии совсем не обязательно заключать договор с НПФ в котором находятся основные накопления. Гражданин может выбрать любой фонд, где в полной мере реализована система НПО.
У ОПС и НПО есть свои плюсы и минусы, которые следует учитывать при заключении договора с тем или иным фондом. В первую очередь – это доходность.
В случае с ОПС организация имеет право инвестировать средства только в проверенные и надёжные финансовые инструменты. Тогда как при НПО допускаются риски, что чревато как более высокими доходами, так и уходом в минус. Такие вложения не застрахованы государством.
Какой деятельностью занимаются НПФ и для чего они нужны
Любой негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий свою деятельность на территории РФ, имеет право заниматься исключительно следующими нижеперечисленными видами деятельности:
- осуществление обязательного пенсионного страхования. НПФ являются ответственными страховщиками по осуществлению обязательного пенсионного страхования, на основе договоренностей между фондом и застрахованным лицом. Фонд занимается накоплением денежных средств вкладчиков, с последующим инвестированием их в разрешенные государством активы и, при возникновении определенных условий, занимается выплатой дополнительных пенсионных отчислений;
- также фонд занимается профессиональным пенсионным страхованием. Это означает, что будут осуществляться специальные программы, направленные на создание специальной пенсии для той категории граждан, которая занимается трудовой деятельностью на вредных для здоровья производствах;
- НПО, выражающееся в том, что ПФ производит сбор средств вкладчиков, занимается выдачей пенсии и размещает резервы. НПФ, в свою очередь, выплачивают в пользу фонда взносы. В случае наступления условий, необходимых для осуществления выплаты пенсии вкладчикам, ПФ выплачивает им дополнительные денежные средства.
На что обратить внимание при выборе НПФ?
Чтобы не столкнуться с организациями-мошенниками, выдающих себя за НПФ, следует проверить наличие лицензии на сайте Банка России.
- Уточните, является ли НПФ участником системы гарантирования прав застрахованных лиц.
- Также стоит обратить внимание на срок существования НПФ, величину его собственных средств, объем средств под управлением НПФ и количество застрахованных лиц. Эта информация должна быть опубликована на сайте негосударственного пенсионного фонда.
- Оцените доходность НПФ за предыдущие годы. Лучше выбирать НПФ, показатели доходности которого превышают уровень инфляции (при этом учитывайте, что доходность фондов на сайте Банка России указывается до вычета из показателей комиссий и платежей фонда, чистая доходность указывается только на сайтах самих НПФ).