Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какой счет бюджетного учета принять приобретение неэксклюзивных прав в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
В бухгалтерском учете расходы бюджетного учреждения по предоставлению доступа к программному обеспечению относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ до 01.01.2021 (Порядок N 209н, Приказ Минфина от 30.11.2018 N 246н).
Если учреждение получило компьютерную программу в пользование, отразите ее на забалансовом счете 01.
Особенности бюджетного учета прав
Приобретение неэксклюзивных прав в 2024 году имеет свои особенности в контексте бюджетного учета. Важно учитывать следующие моменты:
- Классификация прав: в бюджетном учете необходимо классифицировать права в соответствии с установленными нормами и требованиями. Для этого можно использовать специальные коды или сегменты учета, которые позволят определить вид права и его характеристики.
- Оценка стоимости: приобретение прав может быть связано с определенными затратами. В бюджетном учете необходимо оценить стоимость приобретенных прав и отразить их в соответствующих разделах бюджета.
- Учет периода использования: неэксклюзивные права могут иметь ограниченный срок использования. В бюджетном учете необходимо учесть этот факт и определить срок, на который будут активированы права.
- Отчетность: бюджетный учет предполагает отчетность о финансовых операциях и оборотах. При приобретении прав необходимо вести соответствующую отчетность, чтобы обеспечить прозрачность и контроль за бюджетом.
- Учет амортизации: в бюджетном учете можно учесть амортизацию прав, если такая возможность предусмотрена законодательством или национальными стандартами учета. Это позволит правильно распределить затраты на права на весь период их использования.
Учет приобретения неэксклюзивных прав является важным элементом бюджетного учета. Соблюдение указанных особенностей позволит обеспечить правильную организацию и контроль финансовых операций по правам, а также дать достоверную информацию о расходах и активах бюджета.
Счет для бюджетного учета неэксклюзивных прав
Приобретение неэксклюзивных прав в 2024 году важно учесть в бюджетном учете и определить соответствующий счет. В данном случае рекомендуется использовать счет 01 «Основное производство».
Счет 01 «Основное производство» относится к классу активов и представляет расходы, связанные с основными видами деятельности организации. Приобретение неэксклюзивных прав может включать в себя такие операции, как лицензирование программного обеспечения, покупка прав на использование торговых марок или названий, аренда прав на использование недвижимости и другие.
Счет 01 позволяет учесть расходы на приобретение неэксклюзивных прав и отразить их в бюджетном учете. Важно правильно классифицировать расходы и правильно отразить их на соответствующем счете для дальнейшего анализа и контроля бюджетных средств.
Для определения конкретных счетов для бюджетного учета неэксклюзивных прав следует обратиться к методическим рекомендациям и нормативным актам, установленным в вашей организации или предоставленным основным учреждением по бюджетному учету. Важно проконсультироваться с участком бюджетного учета для получения актуальной информации и правильного оформления документов.
Рассматриваем возможность отражения приобретения и передачи неисключительных прав по лицензионному договору на счете 97 «Расходы будущих периодов» и 26 «Общехозяйственные расходы»
Согласно пункту 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора. Таким образом, именно приобретение неисключительных прав по лицензионному договору должно отражаться на счете 97, это прямо предусмотрено ПБУ 14/2007.
Далее эти расходы, согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности в соответствии с конкретным договором.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, «организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 «Общехозяйственные расходы» для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в дебет счета 90 «Продажи».
Согласно подпункту 26 и подпункту 37 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы, связанные с приобретением права на использование баз данных по договорам с правообладателем (лицензионным и сублицензионным соглашениям), а также периодические платежи за пользование правами интеллектуальной деятельности, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Применение КВР и КОСГУ в 2022 году для бюджетных учреждений
- поступления, выплаты в денежной / натуральной формах (безвозмездные поступления; выплаты персоналу (подстатьи 212 и 214, 266 и 267); пособия по социальной помощи населению (подстатьи 262 и 263); выплаты бывшим работникам (264 и 265));
- текущие / капитальные поступления, перечисления (безвозмездные поступления; безвозмездные перечисления (статьи 240 и 280); иные выплаты физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 и 298, 297 и 299));
- выплаты социального / несоциального характера (выплаты персоналу (подстатьи 212, 214 и 266, 267); физическим лицам (статья 260 и подстатьи 296, 298));
- перечисления финансовым / нефинансовым организациям.
- в выплаты тренерам, спортсменам и учащимся включили компенсации расходов на проезд, проживание и питание при их направлении на различные мероприятия;
- к имеющимся видам выплат учащимся образовательных учреждений добавили суточные, компенсацию стоимости проезда к месту прохождения преддипломной практики, компенсацию расходов на питание (при невозможности приобретения этих услуг).
Как учитывать неисключительные права в бюджете в 2022 году
Если в случае такой замены улучшаются эксплуатационные характеристики компьютера или производится замена рабочих, но морально устаревших его частей — это модернизация основного средства. Данные разъяснения приведены в Письме Минфина России от Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и или изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и или расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств или их эквивалентов при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Учет программного обеспечения в 2021 году в казенном учреждении
В 2021 году в казенном учреждении важное место занимает учет программного обеспечения. Технологический прогресс и развитие цифровых технологий привели к резкому увеличению количества используемого программного обеспечения, а также создали необходимость введения новых методов и подходов к его учету и контролю.
На сегодняшний день ведение бюджетного учета программного обеспечения является одной из важных задач для казенного учреждения. Это связано с объемом и стоимостью использования программного обеспечения в рамках его деятельности. Учет программного обеспечения включает в себя контроль за его приобретением, установкой, использованием и обновлением, также необходимо осуществлять контроль за лицензированием программного обеспечения.
Для успешного учета программного обеспечения в 2021 году важно использовать современные информационные системы. Речь идет о специализированных программных продуктах, которые позволяют вести учет и контроль за всеми аспектами использования программного обеспечения. Такие системы позволяют автоматизировать процессы учета и обеспечивают точность данных.
Также важным аспектом учета программного обеспечения в казенном учреждении является обеспечение соблюдения лицензионных прав. В рамках соблюдения лицензионных условий необходимо вести учет всех приобретенных лицензий и следить за их сроками действия. Это позволяет избежать возможных штрафных санкций или проблем с авторскими правами.
Можно ли установить лимит стоимости НМА?
Вместо этого, организации могут применять различные методы контроля стоимости НМА с помощью дополнительных мер, таких как:
- Оценка рыночной стоимости — для определения объективной стоимости НМА;
- Организация внутреннего контроля — для избежания необоснованных расходов на приобретение и использование НМА;
- Планирование бюджета — для определения лимитов расходов на НМА и предотвращения их превышения;
- Документирование и учет — для прозрачности и контроля всех операций с НМА;
- Обучение персонала — для повышения осведомленности сотрудников об эффективном использовании НМА.
Важно отметить, что ограничение стоимости НМА может ограничить возможности организации в реализации своих бизнес-целей и получении преимуществ перед конкурентами. Поэтому рекомендуется балансировать необходимость контроля расходов с потребностями организации в развитии и инвестировании в НМА.
Таким образом, организации могут установить собственные меры контроля стоимости НМА, но непосредственное ограничение стоимости не является возможным. Рациональное планирование бюджета, оценка рыночной стоимости, контроль и учет операций с НМА являются основными инструментами для обеспечения эффективного управления данными активами.
После списания малоценных объектов в расходы нужно контролировать их дальнейшее использование и отслеживать истечение срока их эксплуатации.
Отражаем в учете право пользования нематериальными активами
В случае если целевая субсидия, выделяемая учредителем своему подведомственному учреждению, включает в себя сумму на приобретение основного средства и расходов на оплату работ, услуг, характер которых классифицируется как текущие поступления, то применяется подстатья 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ. Здесь же отметим, что на момент подготовки данного материала на сайте Минфина размещены приказы от 28.12.2021 № 298, 299н, которыми вносятся изменения в инструкции № 157н, 174н, в частности приведен план счетов, применяемый бюджетными учреждениями при ведении бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Приказа Минфина РФ № 209н в редакции Приказа Минфина РФ № 246н.
6 «Прочие материальные запасы» — реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;»
В соответствии с «ОК 013-2021 (СНС 2021). Общероссийский классификатор основных фондов» «Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга. …автомобильная дорога в установленных границах включает земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие относящиеся к дороге сооружения — ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м. Оборудование, установленное на сооружении, не входит в состав сооружения и классифицируется в соответствующих группировках машин и оборудования (например, оборудование связи (антенны, электрическое оборудование), установленное на вышках сотовой связи).»
Начиная с 1 января 2021 года учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы»[2], ведется на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» (методические рекомендации, направленные Письмом Минфина РФ от 30.11.2020 № 02-07-07/104384, далее – Методические рекомендации):
-
0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
-
0 111 6R 000 «Права пользования опытно конструкторскими и технологическими разработками»;
-
0 111 61 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;
-
0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».
Минфин, разъясняя особенности учета неисключительных прав пользования, акцентирует внимание: учет таких объектов на счете 0 111 60 000 ведется в том случае, если они признаются в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы». Данным стандартом установлено, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, которые предназначены для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеют материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которых у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив (п. 6 СГС «Нематериальные активы»).
Таким образом, если срок права пользования результатами интеллектуальной деятельности, являющимися объектом нематериальных активов, превышает 12 месяцев, то их учет осуществляется на счете 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» (учет прав пользования программным обеспечением, информационно-справочными базами данных ведется на счете 0 111 61 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»).
Расходы, совершаемые учреждением при оплате прав пользования объектами неисключительных прав пользования, отражаются посредством применения (п. 11.5.2, 11.5.3, 12.5.2, 12.5.3 Порядка № 209н[3], Методические рекомендации):
-
подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ (при приобретении неисключительных прав с определенным сроком полезного использования (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности));
-
подстатьи 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ (при приобретении неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования).
Операции по прекращению неисключительных прав пользования отражаются посредством применения подстатей 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» и 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ.
Новые правила казначейского сопровождения в 2022 году
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Покупка Жалюзей Косгу 346 В 2024 Году
Преимущества покупки жалюзей Косгу 346:
- Инновационный дизайн. Жалюзи Косгу 346 имеют современный стильный вид, который подойдет к любому интерьеру и добавит элегантности в ваше помещение.
- Регулировка освещения. С помощью этих жалюзей вы сможете регулировать количество света, позволяя вам создавать комфортные условия для работы или отдыха.
- Защита конфиденциальности. Косгу 346 обеспечивают надежную защиту от наблюдения с улицы, позволяя вам сохранить конфиденциальность внутри помещения.
- Простота в установке и использовании. Жалюзи Косгу 346 легко монтируются на окна и управляются с помощью специальной системы управления.
- Долговечность и надежность. Эти жалюзи изготовлены из высококачественных материалов, что обеспечивает их долгий срок службы и надежность работы.
Заказывая жалюзи Косгу 346 в 2024 году, вы получаете высококачественный продукт, который прослужит вам долгие годы. Не упустите возможность обновить свой интерьер и создать комфортные условия в своем доме или офисе!
Материал | Размеры | Цвета | Тип управления |
---|---|---|---|
Алюминий | Разнообразные размеры | Широкая палитра оттенков | Система управления |
Тема: неисключительные права
Вот понять не можем, когда делать проводки 31.12.2023 или 01.01.2023 по поднятию с 01 забаланса на 111 счет. Одни пишут через 401.30 в межотчетный период, другие — проводками января через 106 счет ( это при условии, что на 401.50 у тебя тоже что-то есть по этому праву). Загадка.
«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов «Нематериальные активы» (согласно СГС «Нематериальные активы») осуществляется операциями 2023 года по результатам инвентаризации, проводимой в целях выявления таких объектов бухгалтерского учета.
Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее признаваемые на счете 040150000 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования которых на 1 января 2023 г. составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Указанные расходы не формируют стоимость объекта учета — прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы».
По какому КОСГУ отразить приобретение справочно-правовой системы КонсультантПлюс
- Установленной в договоре – если программу покупаете по отдельному договору. Периодические платежи или единовременный платеж за право пользоваться программой спишите на финансовый результат;
- В условной оценке один руб. за один объект – программу покупаете вместе с оборудованием.
Важно! С 01.01.2023 такие расходы нужно будет отражать по подстатьям 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».
- срок действия лицензионного договора;
- срок, определенный комиссией по поступлению и выбытию активов, если лицензионным договором установлено право использовать программное обеспечение без ограничения срока. В этом случае рекомендуем исходить из срока в пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
- или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме;
- или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу);
- или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) (Письмо Минфина от 28.09.2011 N 03-03-06/1/596).
Расходы в виде разового платежа за приобретение неисключительных прав на ПО, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределите равномерно в течение срока действия лицензионного договора и в соответствующей доле учитывайте на последний день отчетного (налогового) периода (Письмо Минфина от 14.05.2023 N 03-03-06/1/34302). Если из условий договора или требований гражданского законодательства определить срок использования программы для ЭВМ невозможно, то вы вправе (при методе начисления) самостоятельно определить период, в течение которого будете учитывать эти расходы, придерживаясь принципа равномерности признания доходов и расходов (Письмо Минфина от 30.12.2010 N 03-03-06/2/225). Этот же порядок применяется к расходам на последующую модификацию программы для ЭВМ (Письмо Минфина от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11743).
Текущие требования и проблемы
Включение неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете имеет как свои требования, так и проблемы, которые необходимо учесть при рассмотрении этого вопроса.
Среди требований можно выделить следующие:
- Необходимость учета всех видов использования неисключительных прав.
- Точность и достоверность информации о правах, на основании которых производится учет.
- Соблюдение заявленных сроков и правил учета.
- Обеспечение возможности анализа данных и формирования отчетов на основе учетной информации.
Однако, в процессе включения неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете возникают следующие проблемы:
- Отсутствие единых стандартов и регламентов по учету неисключительных прав, что приводит к различиям в интерпретации требований.
- Сложность определения цены использования неисключительных прав, особенно в случаях, когда право имеет определенный период действия.
- Необходимость постоянного обновления и ведения учетных документов, чтобы отражать все изменения и операции.
- Отсутствие единой информационной системы, которая позволяла бы автоматизировать учетную деятельность и обмен данными.
Все перечисленные требования и проблемы должны быть учтены при рассмотрении вопроса о включении неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете в 2024 году. Необходимо разработать соответствующие регламенты и стандарты, обеспечить доступность и надежность учетной информации, а также обеспечить ее удобство использования для анализа и отчетности.
Актуальность включения неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете
Принятие решения о включении неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это позволяет более точно учитывать и контролировать использование бюджетных средств, связанных с неисключительным правом. Это особенно важно в условиях ограниченности финансовых ресурсов, когда каждая копейка должна быть направлена на достижение максимальных результатов.
Во-вторых, включение неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете способствует более эффективному планированию и управлению бюджетными расходами. Благодаря такому учету можно более точно определить объемы и направления расходования средств, связанных с неисключительным правом, что позволяет избежать ненужных затрат и повысить эффективность использования бюджетных ресурсов.
Наконец, включение неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете способствует соблюдению финансовой дисциплины и прозрачности в использовании бюджетных средств. Такой учет позволяет более точно отражать и контролировать потоки денежных средств, связанных с неисключительным правом, что повышает доверие к бюджетным организациям и обеспечивает более эффективное использование бюджетных ресурсов.
Таким образом, включение неисключительного права использования в бюджетный учет на 01 счете является актуальным и целесообразным шагом, который способствует эффективному использованию бюджетных ресурсов, более точному планированию расходов и соблюдению финансовой дисциплины. Это меры, которые позволят достичь больших результатов при ограниченности финансовых ресурсов и повысят доверие к системе управления бюджетными средствами.
Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.